Протоколом заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства от 27.04.2018 утверждён Порядок деятельности рабочей группы по оценке влияния правоохранительных органов Ульяновской области на инвестиционно – предпринимательский климат региона и состав рабочей группы. Руководителем данной рабочей группы является Уполномоченный по защите прав предпринимателей Толчина Екатерина. В состав рабочей группы вошли представители общественных объединений предпринимателей, действующие адвокаты, представители корпораций развития предпринимательства и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.
Основными задачами Рабочей группы являются:
– формирование благоприятных условий для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в Ульяновской области,
– выявление факторов в деятельности правоохранительных органов Ульяновской области, препятствующих развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности в Ульяновской области.
В соответствии с возложенными задачами Рабочая группа в пределах своей компетенции осуществляет:
анализ обращений субъектов предпринимательской деятельности на решения, действия (бездействие) правоохранительных органов Ульяновской области, препятствующих ведению инвестиционной и предпринимательской деятельности;
анкетирование субъектов предпринимательской деятельности по вопросам решений, действий (бездействие) правоохранительных органов Ульяновской области, препятствующих ведению инвестиционной и предпринимательской деятельности;
взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ульяновской области, субъектами предпринимательской деятельности, их общественными объединениями, иными общественными и некоммерческими организациями;
подготовку предложений по устранению выявленных фактов в деятельности правоохранительных органов, препятствующих осуществлению инвестиционной и предпринимательской деятельности в Ульяновской области.
Согласно опросу, ежегодно проводимому Уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей, порядка 70% экспертов в сфере уголовного права прямо говорят, что собственность не защищена и ведение бизнеса в России не безопасно.
Уже прошло 5 лет с последней гуманизации уголовного законодательства и с «Предпринимательской амнистии» 2013 года, но ситуация продолжает оставаться все столь же тяжелой.
«Шаг вперед – два шага назад». В Уголовный кодекс с мая 2012 года внесено 103 изменения, из которых 25 – затронули предпринимательскую сферу. Из них 17 фактически усилили давление (ужесточение ответственности, введение новых составов), 3 не повлиялина ситуацию вовсе, а еще 5 привели к небольшому (косметическому) снижению давления.
Самым масштабным позитивным решением стало повышение в 2016 порогов «ущерба» по основным экономическим статьям Уголовного кодекса, что позволило по нескольким составам сдержать ситуацию на уровне 2016 года – но негативная тенденция с увеличением уголовного давления сохранилась.
Особенно значительным в этом году оказался рост числа выявленных преступлений по статьям:
– 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» – с 861 до 970(+13%, в 2014 было 408 преступлений);
– 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов» – с 317 до 429 выявленных преступлений (+35%, 2012 году было 196),
– 171.1 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» – с 722 до 1051 выявленных преступлений (+38%; 56 в 2012 году).
Сегодня необходимо реализовать комплексные и кардинальные изменения уголовного закона и уголовного процесса.
Основные предложения по изменению этой сферы есть в ежегодном докладе Б.Ю.Титова Президенту:
– Реализовать принцип «за экономические нарушения – экономическая ответственность»,
– Закрепить возбуждение уголовных дел по нарушениям, основанным на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско – правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными (по аналогии с опытом Республики Казахстан),
– Расширить перечень преступлений, дела о которых относятся к делам частного или частно-публичного обвинения (изменения в часть третью статьи 20 УПК РФ), за счет включения в него ряда преступлений небольшой или средней тяжести, предусмотренных Главами 21-23 УК РФ, например статью 159 УК РФ,
– Реформировать систему статистического учета и уголовного документооборота в форму единого государственного реестра (по аналогии с тем, как это сделано в Республике Казахстан),
– Реорганизовать систему дознания и предварительного следствия, передав расследование всех преступлений по экономическим статьям (кроме коррупции) УК РФ в один правоохранительных орган (по аналогии с GUARDIA DI FINANZA в Италии, Бюро экономических расследований Республики Казахстан).
Адвокатское сообщество отмечает рост числа обращений по вопросам защиты бизнеса от уголовного преследования.
Широкий круг полномочий правоохранительных органов, фактически их всевластие, вкупе с коррупцией и несовершенством действующего законодательства приводит к тому, что в уголовную плоскость все чаще переходят бизнес-конфликты, которые с точки зрения закона должны рассматриваться арбитражными судами.
Отдельно стоит отметить случаи игнорирования следователями преюдиционного значения вступивших в законную силу решений судов. Нередки ситуации, когда по обстоятельствам уже рассмотренного арбитражом спора, где присутствуют исключительно гражданско-правовые отношения, возбуждается уголовное дело. При этом следователи игнорируют положения УПК РФ и не принимают во внимание судебный акт, исключающий возможность уголовного преследования, что говорит о возможной коррупционной составляющей.
По итогам обсуждения данной темы заседания общественные объединения предпринимателей высказались о необходимости направления Уполномоченному предложений по изменению ситуации в уголовной сфере.