Топ-100 Екатерина Толчина прокомментировала проект Минэкономразвития по защите предпринимателей от необоснованного уголовного преследования | Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области официальный сайт
432063 г. Ульяновск, ул. Льва Толстого 58, каб. 30, 29, 28
uzpp-73@mail.ru
(8422)58-12-77
Главная > СМИ О НАС > Екатерина Толчина прокомментировала проект Минэкономразвития по защите предпринимателей от необоснованного уголовного преследования

Екатерина Толчина прокомментировала проект Минэкономразвития по защите предпринимателей от необоснованного уголовного преследования

Подготовлен проект поправок о расширении сферы действия статьи УК об освобождении от уголовной ответственности по делам ‎о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Мнения экспертов «АГ» по законопроекту разделились. Один считает, что он действительно направлен на защиту бизнеса от злоупотреблений со стороны недобросовестных правоохранителей. Другой полагает, что поправки вряд ли снизят уровень необоснованного уголовного преследования предпринимателей, поскольку дела по спецсоставам редко возбуждаются следствием. Третий с сомнением отнесся к распространению освобождения от уголовной ответственности на реализацию продукции без маркировки, поскольку здоровье множества людей существенно важнее в сравнении с иными охраняемыми объектами права.

19 сентября Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в УК и УПК, подготовленный во исполнение Поручения Правительства РФ от 21 июля 2018 г. № ДМ-П13-4513 о разработке мер по декриминализации отдельных деяний, совершенных предпринимателями в связи осуществлением ими предпринимательской деятельности. 

Предлагается расширить сферу действия ст. 76.1 УК «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности» на преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171 (незаконное предпринимательство), ч. 2, 3 и 4 ст. 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством) и ч. 4 ст. 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)) УК РФ. Корреспондирующие изменения также предполагается внести в ст. 28.1 УПК РФ. 

Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен с целью снижения необоснованного уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности и повышения уровня защиты бизнеса с учетом предложений Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, организации «ОПОРА России» и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Принятие проекта, по мнению разработчика, позволит обеспечить дополнительные процессуальные гарантии защиты прав предпринимателей и их бизнес-интересов в период производства по уголовному делу; предотвратить возможные злоупотребления со стороны должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование предпринимателей. Общественное обсуждение документа продлится до 2 октября.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина отметила, что все изменения, вносимые в уголовное законодательство, имеют в основе своей жизненные истории, обобщенные судебной практикой, и волю неравнодушных людей, меняющих этот сценарий. По словам эксперта, факты необоснованного уголовного преследования предпринимателей в нашей стране не редкость, но последствия этого чаще всего невосполнимы, так как предприниматели теряют свой бизнес. 

«Незаконное предпринимательство не является преступным по содержанию. Суть нарушения закона в том, что лицо уклоняется от исполнения требования о государственной регистрации либо от получения лицензии на ведение бизнеса. Но если эти требования были бы выполнены, предпринимательство стало бы законным, – считает Екатерина Толчина. – Правонарушитель в этом случае руководствуется желанием извлечь финансовую выгоду от своей деятельности, а не причинить кому-либо вред».

По мнению эксперта, декриминализация «предпринимательских» статей – это еще и дополнительная процессуальная гарантия защиты прав предпринимателей и их бизнеса от злоупотреблений со стороны недобросовестных правоохранителей, движимых корыстными интересами или банальной некомпетентностью.

Руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Виктор Спесивов назвал предложенные изменения логичными: «Для всех здравомыслящих людей очевидно, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии – даже организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в размере 9 млн руб., незаконное неоднократное использование чужого товарного знака или производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или стоимостью 1,5 млн руб. не опаснее других составов, уже включенных в ст. 76.1 УК РФ». 

По мнению Виктора Спесивова, поправки имеют методологическую ценность, так как более четко выражают линию законодателя, придают последовательность кодексам в вопросе освобождения предпринимателей от уголовной ответственности по «спецсоставам». В то же время он отметил довольно сомнительную ценность законопроекта в целях снижения необоснованного уголовного преследования предпринимателей ‎и повышения уровня защиты бизнеса на практике: «“Неугодных” предпринимателей привлекают, как правило, по “универсальной” ч. 4 ст. 159 УК РФ (следствие не любит работать с “предпринимательскими спецсоставами”), освобождение от ответственности по которой для предпринимателей не предусмотрено в случае возмещения причиненного вреда». 

Адвокат КА «Защитникъ» Алексей Максимов выразил опасение в части распространения ст. 76.1 на ст. 171.1 УК РФ: «Дело в том, что обязательная маркировка продукции предусмотрена тогда, когда она может причинить вред здоровью группы людей. В данном случае здоровье множества людей существенно важнее в сравнении с иными охраняемыми объектами права».

По словам эксперта, употребляемый в пояснительной записке термин «декриминализация» неприменим, так как законопроект предусматривает освобождение от наказания при возмещении вреда, общественно опасных последствий преступного поведения, а о декриминализации следует говорить, когда устраняется преступность самого деяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.