Вопрос об ответственности должностных лиц органов власти за нарушения прав субъектов бизнеса находится на контроле Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области и Губернатора Ульяновской области с 2014 года.
Особо остро вопрос об ответственности должностных лиц за нарушение прав предпринимателей возник в связи с выявлением системного проблемного вопроса, связанного с наличием задолженностей по оплате субъектам бизнеса по государственным и муниципальным контрактам (договорам).
Информация о задолженности по контрактам по инициативе Уполномоченного рассматривается на заседаниях Общественного совета и рабочей группы по защите малого и среднего предпринимательства при Прокуратуре области.
Благодаря совместным усилиям руководства области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей и Прокуратуры Ульяновской области удалось добиться существенного снижения задолженности перед бизнесом. При Правительстве области создана рабочая группа по мониторингу задолженности бюджетов различных уровней перед субъектами предпринимательской деятельности. Принятые меры позволили установить размер задолженности и сформировать реестр «проблемных» контрактов, организован оперативный обмен информацией между региональными Уполномоченными, общественными организациями, органами государственной власти, местного самоуправления и представителями бизнеса.
По поручению Губернатора Ульяновской области Уполномоченным по защите прав предпринимателей был подготовлен проект распоряжения.
13 апреля 2017 года в Мемцентре на выставке-форуме «Сделано в Ульяновской области» Губернатор Ульяновской области это распоряжение подписал.
В документе предусмотрены меры по проведению контрольных мероприятий по фактам задолженностей по контрактам, порядок обращения с регрессным иском к виновным должностным лицам в случаях взыскания судами с Ульяновской области, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области или государственных учреждений Ульяновской области денежных средств в возмещение субъектам предпринимательской деятельности задолженностей по контрактам.
Так, согласно распоряжению Министерство финансов будет ежемесячно проводить мониторинг исполнительных листов о взыскании денежных средств с Ульяновской области, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области или государственных учреждений Ульяновской области, выданных на основании судебных актов по исковым заявлениям субъектов предпринимательской деятельности, а также судебных расходов, связанных с возмещением такого вреда, убытков, государственной пошлины.
Результаты мониторинга будет рассматривать рабочая группа под руководством Председателя Правительства Ульяновской области по рассмотрению вопросов задолженности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области или государственных учреждений Ульяновской области перед субъектами предпринимательской деятельности. В случае необходимости рабочая группа направит в исполнительные органы государственной власти обращения о проведении служебных проверок для установления должностных лиц, виновных во взысканиях бюджетных средств по судебным актам. В случае выявления по результатам служебных проверок виновного поведения должностных лиц нарушений прав предпринимателей и во взыскании бюджетных средств по судебным актам, совместно с государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области обеспечивать обращение в суд с регрессными требованиями к таким должностным лицам.
Соответственно, мониторинг задолженностей перед субъектами предпринимательской деятельности по оплате выполненных работ и оказанных услуг по государственным контрактам (договорам) остается на контроле Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области.
«Рекомендую органам местного самоуправления муниципальных образований принять аналогичные правовые акты», – сказал Сергей Иванович после подписания документа.
– Аналогов этому распоряжению в России нет, и я очень надеюсь, что принятый документ поможет навести порядок в улучшении делового климата».
«Финансовые планы постоянно претерпевают коррективы в виду внешних обстоятельств, поэтому любой бюджет является «живым организмом». Однако, от этого не должен страдать бизнес, который проявляет большую лояльность к региону, зачастую даже не обращаясь в суд. Нередки случаи перераспределения бюджетов, выделенных муниципальным образованиям на заключение контрактов, что является одной из основных причин возникновения задолженностей по муниципальным контрактам.
Именно поэтому, одним из приоритетных вопросов, является внедрение системы контроля за ассигнованиями на исполнение контрактов, выделенных муниципальным образованиям. Один из возможных вариантов решения видится во внедрения системы управления бюджетом, например «АЦК-Финансы», которая обеспечивает эффективный контроль за расходованием бюджетных средств и самое главное – помогает не допустить перераспределения ассигнований, выделенных муниципалитетам на заключение контрактов,» – добавила Екатерина Толчина.