09.02.2021 состоялось совместное заседание Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области и Комитета по развитию бизнеса Союза «Ульяновская торгово-промышленная палата». В заседании приняли участие эксперты, адвокаты pro bono, представители общественных объединений предпринимателей региона, общественные представители Уполномоченного в муниципальных образованиях и по направлениям.
Заседание было посвящено обсуждению предложений предпринимателей нашего региона в ежегодный Доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации – 2021.
Как и в предыдущие годы в новый Доклад планируется включить разделы:
«Реестр системных проблем Российского бизнеса», содержащий проблемы, сдерживающие развитие бизнеса и «Уголовное преследование».
«Подготовка второго по счету Реестра системных проблем российского бизнеса пришлась на крайне непростой для отечественной экономики период. Кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, сопровождаемый повсеместным введением на территории Российской Федерации ограничительных мер, нанес серьезный удар по деятельности большинства отечественных предпринимателей и в первую очередь по субъектам малого предпринимательства.
В этих условиях существенно усилился негативный эффект от накопившихся за годы и до сих пор не решенных системных проблем, сдерживающих развитие бизнеса в Российской Федерации», – сказала Екатерина Толчина во вступительном слове.
Из обобщенной практики рассмотрения обращений предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию, Константин Колосков – адвокат, эксперт Pro bono, руководитель Общественной приёмной института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Ульяновской области озвучил данные, указывающие на неоднократные факты принятия правоохранительными органами и судами решений, противоречащих действующему законодательству, практике Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
Елена Кондрашкина – руководитель Агентства по юридическому и налоговому консалтингу ООО «Б.А.Ю.-Консалтинг», общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере налогообложения высказала системные проблемы в сфере налогового законодательства.
Константин Леонтьев – руководитель Комитета по развитию бизнеса Союза «Ульяновская торгово-промышленная палата» о проблемных вопросах во взаимодействии бизнеса с субъектами естественных монополий.
По итогам обсуждения были обобщены системные проблемы в следующих сферах:
Уголовное преследование
Необходимо выработать меры, позволяющие обеспечить единообразие применения закона об уголовной ответственности предпринимателей за действия, сопряженные с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ
от 11 декабря 2014 года №32-П ст.159.4 УК РФ с 12 июня 2015 года утратила силу. В связи с этим уголовная ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности с указанной даты предусматривается
ст.159 УК РФ. Что касается деяний, подпадающих под признаки состава преступления, предусмотренного ст.159.4 УК РФ, и совершенных до 12 июня 2015 года, то поскольку эти деяния не декриминализированы и не могут быть квалифицированы по ст.159 УК РФ, устанавливающие за них более строгое наказание, такие деяния следует квалифицировать по ст. 159.4 УК РФ.
Налоговое давление
– излишнее истребование документов при проведении проверок налоговой службой. Налоговый орган при истребовании документов ссылаясь на ст.54.1 НК РФ запрашивает сведения, непосредственно не касающиеся сделки. Что приводит к лишней работе налогоплательщиков, увеличивает документооборот.
Необходимо обратить внимание налоговой службы, что согласно п.7 ст.88 НК РФ налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения.
– признать незаконным процесс «обнуления» налоговых деклараций,
– установить в Налоговом кодексе закрытый перечень документов, истребуемых у контрагента при заключении сделки, для его благонадёжности. Установить нахождение организации в реестре МСП как основополагающий признак.
– установить порядок признания сведений о налогоплательщике недостоверными. Исключить такие несущественные факты, как возврат корреспонденции налогоплательщика.
– утверждать формы отчётности не менее, чем на 5 лет.
Непрозрачность системы тарифообразования
1. Отсутствие взаимоувязанных целей развития инфраструктурных монополий, направленных на создание условий повышения эффективности всех отраслей экономики страны, отсутствие целеполагания.
2. Естественные монополии рассматриваются как самодостаточные центры формирования прибыли.
3.Ценообразование на услуги естественных монополий формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и их экономической обоснованности.
4. Отсутствует комплексный подход при определении параметров перекрестного субсидирования.
5.Планирование инвестиционной деятельности естественных монополий не синхронизировано с программами территориального развития регионов.
6.Инвестиционные затраты закладываются в стоимость товаров (услуг) без учета эффективности их реализации.
7.Отсутствие единой автоматизированной современной информационной среды, позволяющей эффективно обеспечивать государственное тарифное регулирование и контроль.
8. Отсутствуют унифицированные подходы по формированию цен (тарифов), не обеспечена прозрачность ценообразования.
Охранный бизнес
Закон, регулирующий охранную деятельность принят очень давно, его необходимо перерабатывать и вносить изменения.
Административное давление
– изменить принцип двойной ответственности, когда за одно и тоже нарушение привлекается и общество и её руководитель.
«Все обозначенные проблемы будут направлены Б.Ю.Титову. Решение этих проблем должно стать первоочередной мерой, направленной на поддержку предпринимателей, которая позволит предпринимателям сэкономить финансовые ресурсы, своё время и адаптироваться к осуществлению деятельности в сложившейся кризисной ситуации. Для решения проблем, которые мы обсуждали, не требуется дополнительного бюджетного финансирования, поскольку все они являются избыточными административными барьерами, для их устранения необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование», – отметила Екатерина Толчина завершая заседание.