Топ-100 19.10.2022 по инициативе Ульяновского бизнес-омбудсмена Екатерины Толчиной состоялось совещание под руководством Губернатора Ульяновской области Алексея Русских по обсуждению аналитических данных, полученных при определении индекса «Административное давление на бизнес». | Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области официальный сайт
432063 г. Ульяновск, ул. Льва Толстого 58, каб. 30, 29, 28
uzpp-73@mail.ru
(8422)58-12-77
Главная > Новости > Мероприятия с участием Уполномоченного > 19.10.2022 по инициативе Ульяновского бизнес-омбудсмена Екатерины Толчиной состоялось совещание под руководством Губернатора Ульяновской области Алексея Русских по обсуждению аналитических данных, полученных при определении индекса «Административное давление на бизнес».

19.10.2022 по инициативе Ульяновского бизнес-омбудсмена Екатерины Толчиной состоялось совещание под руководством Губернатора Ульяновской области Алексея Русских по обсуждению аналитических данных, полученных при определении индекса «Административное давление на бизнес».

   В мероприятии приняли участие: исполняющий обязанности прокурора Ульяновской области Равиль Мяльдзин, руководители надзорных ведомств, включённых в индекс (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, МЧС, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Государственная инспекция труда, Росздравнадзор, МУГАДН), руководители исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и общественных объединений предпринимателей.

«Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титов ежегодно представляет Доклад Президенту Российской Федерации о состоянии деловой среды, в том числе — четвертый год рассчитываемый аппаратом бизнес-омбудсмена Индекс «Административное давление на бизнес». Индекс оценивает снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности, эффективность внедрения риск-ориентированного подхода, долю штрафов, назначенных без проверок, и сборы штрафов ведомствами. Индекс рассчитывается на основе данных бизнес-омбудсменов, территориальных органов федеральных ведомств, Минэкономики, Росстата, судебной статистики, Единого реестра проверок и др. В Индексе исследуются данные по всем 85 субъектам Российской Федерации и нескольким контрольно-надзорным органам (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, Ространснадзор, Росздравнадзор), на долю которых в совокупности приходится более 90% контрольных и надзорных мероприятий на территории России. Согласно данным, полученным от Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, по результатам проведённого анализа Ульяновская область в 2021 году потеряла лидирующее первое место, которое занимала два года подряд, и сместилась на пятое место. Целью нашего сегодняшнего совещания является подготовка предложений по улучшению ситуации по органам контроля и надзора для Ульяновской области  по показателям Индекса», – сказал Губернатор открывая совещание.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина сообщила, что Индекс административного давления формируется четвертый год и является частью ежегодного доклада федерального уполномоченного Президенту страны. Индекс – это аналитический инструмент, дающий возможность сравнить результаты правоприменительной практики контрольно-надзорных органов в различных регионах. Он является ориентиром для коррекции практики проведения контрольных мероприятий, для снижения их «репрессивности» и повышения эффективности. Уже в четвертый раз мы обсуждаем позиции Ульяновской области в Индексе, вырабатываем рекомендации по изменению законодательства и правоприменительной практики, а также подходов к составлению самого Индекса, чтобы он максимально корректно отражал действительность. Все рекомендации направлялись Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Какова динамика показателей?

Во-первых, по итогам прошлого года общее число проверочных мероприятий в целом по РФ выросло практически в два раза, но количество случаев причинения вреда продолжает снижаться.

Это говорит о том, что добросовестный бизнес исполняет обязательные требования не под страхом наказания, а осознанно минимизируя риск причинения вреда.

При этом легальный бизнес из года в год высказывает недовольство, хозяйствующих субъектов из «серой» зоны по-прежнему не проверяют, а это способствует развитию недобросовестной конкуренции, нарушает принцип равенства всех перед законом, не укрепляет доверие к властям и правопорядок.
Во-вторых, снизилась сумма штрафов, а количество штрафов увеличилось.
В-третьих, ответственность контролеров за нарушения при проведении проверочных мероприятий продолжает оставаться непропорциональной их полномочиям: 85 % таких нарушений заканчиваются лишь предупреждениями.
В этом году в связи с действующим мораторием и смягчением ответственности по результатам проверок уровень административной нагрузки на бизнес снизился и ко мне жалоб на госконтроль стало поступать меньше: в первом полугодии это около 7 % от общего объема поступающих жалоб. По итогам 2021 года их было 9,5 %.

Каждый надзорный орган представил результаты своей деятельности, в части касающейся соблюдения прав предпринимательского сообщества.

По итогам обсуждения озвучены предложения по корректировке поведения контрольно-надзорных органов в регионе:

КНО призваны неукоснительно соблюдать важнейшие принципы обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и общества, это:
– приоритет предупреждения и профилактики над наказанием;
– стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц;
– соразмерность вмешательства в предпринимательскую деятельности и мер воздействия;
– не допускается злоупотребление «проверочными» полномочиями.

Если при проведении профилактического визита будет установлено, что объекты контроля представляют «явную непосредственную угрозу причинения вреда» или «такой вред причинен», инспектор незамедлительно направляет информацию об этом для принятия решения о проведении проверочных мероприятий. Критериев «явной непосредственной угрозы причинения вреда» не приведено. Это создает риски расширительного толкования оснований для проведения внеплановых контрольных мероприятий. При этом в отношении консультирования, например, указано, что информация, ставшая известной должностному лицу контрольного органа в ходе консультирования, не может использоваться для оценки на предмет соблюдения обязательных требований. Полагаем, что и в отношении профилактического визита должно действовать такое же правило, либо закрепить, что внеплановое проверочное мероприятие может быть проведено только если в ходе профилактического визита будет установлен факт причинения вреда.

Обращено внимание КНО на приоритет профилактических визитов, которые должны выражаться в профилактической беседе с сотрудниками КНО, в рамках которой инспектор информирует об обязательных, требованиях, о соответствии объектов контроля критериям риска, об основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.

Екатериной Толчиной было предложено, что она как Уполномоченный по защите прав предпринимателей будет выступать гарантом защиты прав при  проведении КНО профилактических визитов. Также ею было предложено Губернатору Ульяновской области с учетом текущей ситуации Минэкономразвития РФ инициировать продление проверочного моратория на период действия частичной мобилизации, или, как минимум, на 2023 год, поскольку мораторий завершается 31 декабря 2022 года. Сейчас начинается планирование проверок на 2023 год, их периодичность зависит от категории риска субъекта деятельности или принадлежащего ему объекта.

Контрольно-надзорным органам предложено в рамках публичных обсуждений правоприменительной практики разъяснять подходы к проверкам в 2023 году.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.