20.04.2021 Екатерина Толчиной – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области представила Доклад о результатах своей деятельности за 2020 год временно исполняющему обязанности Губернатора Ульяновской области Алексею Русских.
Доклад содержит оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Ульяновской области,
а также предложения о совершенствовании их правового положения, относящиеся к компетенции Уполномоченного.
2020 год выдался непростым — эпидемия коронавируса стала серьезным испытанием для бизнеса. В период пандемии коронавируса
и действия ограничительных мер в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей поступило рекордное количество обращений за всю историю существования института Уполномоченного в регионе – 2 356.
Работа с обращениями субъектов бизнеса является основной задачей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области. Обобщая системные проблемы и защищая предпринимателей, Уполномоченный готовит предложения, которые позволят устранить ошибки власти в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности.
Наибольшее количество обращений и запросов от бизнеса по следующим ситуациям:
- Задолженность перед бизнесом по исполненным контрактам
Не смотря на принимаемые меры (ежемесячный контроль должников, онлайн реестр задолженности, привлечение к ответственности за предоставление недостоверных сведений по долгам, предусмотренных Указом Губернатора, автором и разработчиком которого является Уполномоченный по защите прав предпринимателей) проблема сохраняется.
На 01.01.2021 в работе Уполномоченного по защите прав предпринимателей по вопросам задолженности находилось 23 обращения, поступившие в 2020 году. С начала 2021 года дополнительно поступило
22 обращения от субъектов бизнеса по вопросам задолженности. Общая сумма задолженности, указанная в этих 45 обращениях составляла
254,3 млн.рублей.
На 16.04.2021 по 29 обращениям задолженность в сумме 221,2млн.рублей погашена. Работа по 16 обращениям продолжается с суммой задолженности 33,0млн.рублей.
Проблема задолженности муниципальных образований и исполнительных органов государственной власти перед субъектами бизнеса требует постоянного внимания руководства региона.
- Отношения с банками:
Риски банкротства субъектов предпринимательской деятельности по причине неисполнения (по не зависящим от них причинам) выполнения требований о сохранении занятого у них персонала, как одного из условий кредитования на возобновление деятельности под 2 процента годовых.
Постановлением Правительства Российской Федерации №696 предоставлена возможность получения кредитов на возобновление деятельности.
Данная мера поддержки стала одной из наиболее востребованных в предпринимательском сообществе. Ключевым условием для списания долга по кредиту является сохранение не менее 90% занятых сотрудников в сравнении с 1 июня 2020 года.
1 декабря 2020 года завершился базовый период, по итогам которгого, если заёмщик не выполнил требование по сохранению занятости своих сотрудников, то наступает период погашения, для которого действует не льготная, а стандартная коммерческая ставка.
Из-за чего возникает проблема:
- При расчёте показателя по сохранению занятости применяются формы отчётности СЭВ-М, которые носят ретроспективный характер и не отражают корректно фактическую численность занятых у предпринимателей в мае или на 1 июня сотрудников.
- Не учитываются ситуации, когда трудовой договор был расторгнут не по инициативе работодателя.
- Неправомерные действия лизинговых компаний.
При заключении договора лизинга, предпринимателям предоставляется информация о том, что им будет предоставлена скидка
за счёт субсидии в рамках постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 649 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018 – 2023 годах».
Через некоторое время после заключения договора, предприниматели получают требование от лизинговых компаний, оплатить сумму скидки за счёт субсидий, поскольку Министерство промышленности и торговли РФ, отказало лизинговой компании в финансировании, в связи с исчерпанием бюджетных лимитов.
При этом, предприниматели, обратившиеся в мой адрес поясняют, что из открытых источников информации им стало известно, что лимиты бюджетных средств для получения субсидий были исчерпаны ещё в августе 2020г. Соответственно, указанная информация была доведена Министерством промышленности и торговли РФ до лизинговых компаний, которые игнорируют этот факт и продолжают заключать договоры лизинга, имея целью получить незаконную прибыль.
4.Неизменной остается проблема налогового давления на бизнес.
Проведение мероприятий налогового контроля вне рамок налоговых проверок стало носить явный и системный характер. В первую очередь это касается таких мероприятий, как истребование документов и пояснений
(ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ), а также допросы представителей налогоплательщиков (ст. 90 НК РФ).
В отдельных случаях доходит до того, что вне рамок проверок
у налогоплательщиков запрашивают информацию и документы, которые имеют публичный статус и размещены на официальных сайтах.
Например, всегда вызывает недоумение требование налогового орган
о предоставлении копий государственных контрактов, актов о их выполнении, которые размещены на соответствующих интернет-площадках.
Нередки случаи вызовов руководителей предприятий на допросы вне рамок проверок, которые допрашиваются по общеизвестным фактам
и обстоятельствам.
Такие мероприятия создают дополнительную нагрузку на бизнес, постоянное ожидание налоговой проверки, что является признаком неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, взывает желание сменить налоговую юрисдикцию.
5. Нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере размещения нестационарных торговых объектов
Конфликты между муниципальными администрациями и собственниками торговых объектов возникали в связи:
- с отказом на заявление о включении в схему размещения НТО и заключения договора на размещение НТО,
- с не предоставлением компенсационного места под установку НТО взамен демонтированного,
- с увеличением арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земель,
- с не согласием расторжения договора аренды под размещение НТО,
- несовершенство Правил благоустройства.
Предприниматели, разместившие объекты на основании договоров аренды земельных участков и договоров на размещение нестационарных торговых объектов, не имеют гарантий ведения деятельности до окончания сроков действия договоров.
Большое внимание Алексей Русских уделил обсуждению проблем бизнеса регионального уровня и предложениям Екатерины Толчиной по их решению. Действенные меры по решению системных проблем есть, и часть из них уже реализована.
Продолжаем работу по защите бизнеса.
Ознакомиться с ежегодным докладом можно здесь:
https://biznespravo73.ru/zakonodatelnaya-baza/