Топ-100 Екатерина Толчина прокомментировала новый стратегический план | Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области официальный сайт
432063 г. Ульяновск, ул. Льва Толстого 58, каб. 30, 29, 28
uzpp-73@mail.ru
(8422)58-12-77
Главная > СМИ О НАС > Екатерина Толчина прокомментировала новый стратегический план

Екатерина Толчина прокомментировала новый стратегический план

Экономический хаос угрожает национальным целям развития
Правительство представило президенту новый план на 700 миллиардов рублей

Владимир Путин провел заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, на котором правительство представило новый стратегический план до 2030 года. Поможет ли он преодолеть кризис в управлении – вопрос. Как сообщили в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ), во время пандемии страна утратила единый стратегический подход, наметилась тенденция хаотизации: федеральный Центр возвращается к сдерживающей экономической политике, а регионы продолжают внезапно вводить новые правила игры для бизнеса. По мнению экспертов, требуется актуализация стратегий, политика должна носить ярко выраженный стимулирующий характер.

В понедельник состоялось заседание Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. На нем правительство представило тот комплекс стратегических инициатив на период до 2030 года, утечки информации о котором ранее уже обсуждались в СМИ. Сначала президент Владимир Путин напомнил, что «в мае 2018 года мы обозначили ключевые направления нашей работы до середины текущего десятилетия, а год назад, в июле 2020-го, расширили горизонты планирования до 2030 года». Такое решение было принято «с учетом скорости и масштаба социальной, экономической, технологической трансформации, которая происходит и у нас в стране, и во всем мире».

«Конечно, последствия и вызовы пандемии потребовали определенной корректировки некоторых планов, но… это не означает пересмотра стратегии», – сказал президент. Сроки выполнения поставленных задач переносить не будем, уверил глава государства. «Несмотря на сложные испытания, необходимость мобилизовать ресурсы на борьбу с коронавирусом, мы последовательно двигались вперед», – добавил президент. Один из примеров: «В прошлом году свыше 3,5 млн российских семей смогли улучшить свои жилищные условия». Помогла льготная ипотека. При этом, по словам президента, «жилищное строительство идет опережающими темпами, и к концу текущего года планируется построить и сдать более 85 млн кв. м жилья». «Мы вплотную подошли к достижению лучшего показателя за всю современную историю России», – сообщил Путин.

Между тем очевидно и наличие проблем. Например, если говорить про жилищное строительство, можно вспомнить, что в старой версии паспорта нацпроекта, посвященного жилью, для 2021 года была обозначена другая цель – 94 млн кв. м. Президент признал, что есть нерешенные задачи. Он указал на бедность, низкие доходы многих семей, невысокое качество первичного звена здравоохранения, изношенность школьных зданий. «Правительство подготовило новые инициативы… Они должны не отменять, а дополнять принятые ранее решения», – добавил президент.

«Такие инициативы связывают в единое целое государственные программы, национальные проекты и национальные цели», – продолжил премьер Михаил Мишустин о новом стратегическом плане правительства. Под них уже скорректированы нацпроекты. При этом, по уточнению премьера, уровень достижения показателей нацпроектов на июнь этого года на 10% выше, чем в прошлом году, из более чем 200 показателей достигнуто 80%.

Правительство выбрало 42 новые инициативы по реализации национальных целей развития. Их выполнение на три года потребует около 4,6 трлн руб. Однако, как уточнил премьер, «основная часть – это уже имеющиеся бюджетные ресурсы, средства частных инвесторов, государственных компаний, институтов развития». «Дополнительно потребуется выделить около 736 млрд руб. – из федерального бюджета и из Фонда национального благосостояния вместе», – отметил Мишустин. Пакет предложений содержит шесть направлений: социальная сфера, стройка, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и сервисное государство.

Однако оценки экспертного сообщества становятся все более неутешительными. «В условиях экономической турбулентности практически потерян стратегический подход к управлению российской экономикой, – сообщают, в частности, в своем обзоре специалисты Института комплексных стратегических исследований, возглавляемого деканом Высшей школы бизнеса МГУ Олегом Виханским. – В настоящее время в стране нет стратегии, определяющей видение будущего и задающей единый вектор экономической политики разных структур и ведомств».

Один из примеров, который приводится в обзоре ИКСИ, – это одобренный в сентябре прошлого года Общенациональный план антикризисных действий. По оценкам экономистов, он уже устарел. «К июню этого года по плану должна была быть стабилизирована санитарно-эпидемиологическая обстановка и обеспечен восстановительный рост экономики и доходов граждан. С июля 2021 года должен был начаться уже устойчивый рост реальных доходов населения и активный рост экономики в целом», – напоминают они. Реальность оказалась сложнее: отдельные регионы до сих пор вводят локдауны, наиболее пострадавшие отрасли сталкиваются с последствиями новых ограничений, реальные располагаемые доходы населения пока в минусе.

Другой пример – нацпроекты. «В настоящее время частично не исполняются, а поставленные цели не достигаются», – продолжили экономисты. В качестве примера ИКСИ приводит темпы ввода жилья, повышения рождаемости, увеличения экспорта. Цели нацпроектов уже были скорректированы на фоне пандемии. Оценка вклада нацпроектов в достижение целей стала непрозрачной, обратили внимание эксперты. Особого упоминания требует цель по снижению уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. В этом случае в принципе было не очевидно, какой нацпроект должен помочь в реализации. «Отдельного документа или комплекса мероприятий, например, в форме нацпроекта, направленного на достижение этой цели, нет», – обращали внимание в Счетной палате. Переход же к новому способу расчета прожиточного минимума ставит вопрос о том, с какой теперь бедностью правительству нужно будет бороться (см. «НГ» от 18.10.20).

ИКСИ продолжает: в дополнение к этому денежно-кредитная, фискальная и бюджетная политики на федеральном уровне становятся все жестче. Так, ключевая ставка повышается, при накоплении профицита бюджета поднимается вопрос о повышении налоговой нагрузки. Ответственность же за не самые популярные решения перекладывается на региональный уровень, в результате чего субъекты РФ оказываются между двух огней: между необходимостью держать под контролем ситуацию с коронавирусом и сохранять работоспособность экономики.

Продолжение текущих тенденций, когда федеральный уровень управления возвращается к сдерживающей экономической политике, а региональный внезапно вводит новые условия работы для ряда секторов экономики, «вызывает серьезные риски хаотизации экономической политики в целом». Это может усугубить отставание России от ведущих экономик, уточняется в материалах на сайте института.

«Важнейшей задачей в ближайшей перспективе должна стать актуализация стратегии выхода экономики из кризиса… Актуализировать необходимо и национальные проекты», – призывают в ИКСИ.

При этом экономисты уверены, что в стратегиях нужно не только определить направления совместной работы органов управления, но и обозначить те действия, от которых необходимо отказаться. Также нужно уходить от практики включения в стратегические планы тех действий, которые ведомства осуществляют в рамках своей обычной деятельности. Иначе создается видимость большого объема работы, которая, однако, не помогает в решении насущных задач.

Экономическая политика «должна носить ярко выраженный стимулирующий характер», резюмировали в ИКСИ. 

«НГ» опросила экспертов относительно их оценок, нужно ли корректировать сейчас цели и насколько достижимы обозначенные ориентиры – такие, как обеспечение устойчивого роста численности населения; снижение уровня бедности в два раза; увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв м в год; обеспечение темпа роста ВВП выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек.

«Как бы сильно мы ни находились под впечатлением текущего кризиса, но многие из целевых показателей могут и должны быть достигнуты. В частности, рост доходов и пенсий не ниже уровня инфляции – это задача минимум, а не максимум. Увеличение численности занятых в МСП отвечает интересам роста доходов и требует системной госполитики, либерализации условий и минимального вмешательства в сферу коммерческих отношений, – сказал завкафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов. – Стратегические цели остаются в достижимой зоне, но риск больше в том, что их достижение требует системной и командной работы».

«Обеспечение устойчивого роста численности населения. Сейчас из-за пандемии численность населения стремительно снижается: в стране проживает уже 146,2 млн человек, а еще недавно было около 147 млн. Но и без пандемии численность россиян снижалась, – приводит пример аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Цель благая. Но с 2017 года прошло уже четыре года, в течение которых доходы россиян продолжают снижаться. За счет каких факторов за оставшиеся девять лет нам удастся не только переломить негативную тенденцию, но и снизить число бедных в два раза? Тут вся надежда на Росстат. Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв м в год. Крайне важное направление. Значительное количество российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Но на фоне падающих доходов и резкого роста цен на жилье не совсем понятно, кто сможет купить построенные квартиры».

«Прописать в Стратегии-2030 можно любые цели. Основной вопрос: как мы их хотим достичь? Новые законы принять? Нужен четкий план. Сейчас мы видим, например, сокращение числа индивидуальных предпринимателей. Прежние задачи по росту экономики выполнены не были. И списать на коронавирус тут не получится, поскольку мы увидели, что в некоторых других странах, несмотря на пандемию, предпринимателей стало больше. У нас же господдержка дошла до малой части МСП. Хорошо развиваются в основном госкомпании, холдинги», – говорит гендиректор хлебокомбината «Багетный» Альберт Латыпов.

Многие из поставленных задач начинаются со слова «рост». «Все они об одном – о росте экономики, который будет проецирован в рост продолжительности жизни, строительства, доходов. Рост экономики – это прежде всего рост внешних и, самое главное, внутренних инвестиций. Особенно внутренних, потому что наш малый и средний бизнес – это меньше 20% от ВВП, а в развитых странах этот показатель должен составлять 50% и выше. Но внутренние инвестиции и, как следствие, рост экономики фактически невозможны из-за существующей денежно-кредитной политикой, которая исключает появление на рынке доступного и качественного кредитного продукта, – считает председатель Мурманского регионального отделения Партии Роста Николай Пальченко. – Нужно пересматривать не цели, а стратегию – денежно-кредитную политику, сменить экономическую модель, высасывающую средства и кадры из регионов в центр. Нужно создать и вывести на рынок доступный (прежде всего для реального сектора) кредитный продукт, качественный, со ставкой на уровне аналогичных в Западной Европе и США. Перед этим нужно подготовить банковскую систему, изменить валютное законодательство – так, чтобы деньги уходили в реальный сектор, а не финансовым спекулянтам». Также, по его словам, нужно дать точки роста умирающим регионам.

«Похоже, мало кто обратил внимание на данные по рождаемости в России, – продолжила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина. – С 2015 года число родившихся снизилось на четверть: если в 2015-м родилось 1,94 млн детей, то в 2020-м – 1,44 млн, на полмиллиона меньше. За тот же период на 124 тыс. выросло количество детей-инвалидов (с 580 тыс. до 704 тыс.). И это на фоне увеличения маткапитала, нацпроекта «Демография», льготных ипотек и прочих проектов». Также Толчина указала на ключевую характеристику развитого общества – доверие к общественным институтам и государству: в любом экономически успешном обществе жизнеспособность хозяйственных объединений зависит от уровня этого доверия.

«Пожалуй, говорить о 2030 годе рано. Ведь ситуация может сильно измениться. Если политика будет адекватной времени, прагматичной и при этом несколько более смелой, мы сможем ожидать заявленных темпов достижения показателей, – отметил советник уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей, директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. – В любой стратегии достижение целей вызывает опасение, это нормально». По уточнению эксперта, кое-что, однако, стоило бы учесть. «На наш взгляд, все же для успеха нужен специальный офис управления – Администрация Роста, – который освобожден от текущих вопросов. Такой офис будет вести постоянный мониторинг и оперативную корректировку мер для достижения целей. Сейчас же, когда текущее управление мешается со стратегическими целями, это создает риски для достижения последних», – говорит Свириденко. Возможны и точечные изменения целей. «Например, вернуть показатель доли МСП в ВВП, который из нынешней версии исчез. Вернуть показатель доли МСП в создании рабочих мест на федеральном, региональном и местном уровнях. Применять показатель годового прироста выручки МСП в каждой отрасли на федеральном, региональном и муниципальном уровнях», – перечислил он.

Источник https://www.ng.ru/economics/2021-07-19/4_8202_economics.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.