Екатерина Толчина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области:
Уже четвертый год уполномоченный при президенте Российской Федерации Борис Юрьевич Титов проводит аналитическую работу по определению эффективности работы контрольно-надзорных органов. Регулярно рассчитывается индекс административного давления на бизнес. Он оценивает снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности на бизнес, а также эффективность внедрения риск-ориентированного подхода и количество проведенных профилактических мероприятий, которые не заканчиваются штрафами. Два года подряд Ульяновская область занимала лидирующие позиции по минимальному административному давлению на бизнес, что стало важным показателем делового климата региона.
Наталья Саркисова, руководитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области:
В настоящее время существует федеральный закон, который определяет полномочия контрольно-надзорных органов по проведению проверок. Одним из видов таких мероприятий являются профилактические визиты. Эти полномочия реализует Государственная инспекция труда.
В первую очередь профилактические визиты направлены на повышение информированности предпринимательского сообщества о способах соблюдения требований законодательства, а также устранения условий и причин, которые могут способствовать появлению правонарушений.
Профилактические визиты проводятся инспектором в форме беседы по месту осуществления деятельности юридического лица. В ходе визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности и принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, а также об основаниях и рекомендациях по его снижению. Также может осуществляться консультирование. При этом во время профилактического визита не выдаются предписания и не применяются меры административного воздействия, а разъяснения носят рекомендательный характер.
Для проведения профилактического визита необходимо направить в Государственную инспекцию труда соответствующее заявление любым доступным способом.
При выборе формы профилактической беседы через использование видеоконференцсвязи в адрес организации будет переслана ссылка. Поэтому в заявлении необходимо указать конкретное лицо, которое будет контактировать с госинспектором, и действующий электронный адрес организации. Также следует отобразить имеющиеся вопросы, проблемные моменты, которые интересуют работодателя и на которые необходимо дать разъяснения со ссылкой на нормы закона. О необходимости проведения профилактического визита организация уведомляет Государственную инспекцию труда за 5 рабочих дней с учетом регистрации заявления.
Сегодня нашей основной задачей является переход от штрафных санкций к их предупреждению. Благодаря профилактическим визитам мы не только разъясняем работодателю, как применить нормы закона, но и получаем обратную связь.
В трудовую инспекцию за консультацией можно обратиться по телефону: 44-29-56
Вячеслав Вагин, заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ульяновской области:
Надзорные органы МЧС давно начали работу по снижению административного давления на бизнес. Если говорить про Ульяновскую область, мы были одними из первых, кто начал внедрение риск-ориентированного подхода при формировании плана надзорных мероприятий. На базе нашей области проект запускался и дальше реализовывался по всей стране.
Практически ежегодно количество плановых надзорных мероприятий в Ульяновске, начиная с 2015 года, уменьшалось. В 2014 году были проведены 500 плановых проверок, а в 2021 всего 140. Это связано и с действующим мораторием.
В этом году также было отмечено снижение числа проверок. Наша работа позволяет занимать передовые позиции в рейтинге по оценкам контрольно-надзорных мероприятий бизнесом. В прошлом году по этому параметру среди всех глав МЧС России наш регион занял 5 место, в Приволжском федеральном округе – 2. Основной мерой административного воздействия было предупреждение. Также этому способствовала низкая доля хозяйствующих субъектов, не относящихся к муниципальному и государственному секторам проверки. И, самое главное, доля профилактических визитов от общего числа контрольно-надзорных мероприятий составила 49% по области, а по России – 26%. В регионе это создает условия для снижения уровня административного давления со стороны надзорных органов МЧС.